Директива 2003/99/EC Европейского парламента и Совета от 17 ноября 2003 г. о мониторинге зоонозов и зоонозных агентов, вносящая поправки в Решение Совета 90/424/EEC и отменяющая Директиву Совета 92/117/EEC



Директива доступна на следующих языках

Язык Название
en Directive 2003/99/EC of the European Parliament and of the Council of 17 November 2003 on the monitoring of zoonoses and zoonotic agents, amending Council Decision 90/424/EEC and repealing Council Directive 92/117/EEC
ru Директива 2003/99/EC Европейского парламента и Совета от 17 ноября 2003 г. о мониторинге зоонозов и зоонозных агентов, вносящая поправки в Решение Совета 90/424/EEC и отменяющая Директиву Совета 92/117/EEC

Директива 2003/99/EC Европейского парламента и Совета

от 17 ноября 2003 г.

о мониторинге зоонозов и зоонозных агентов, внесение изменений в Решение Совета 90/424/ЕЕС и отмена Директивы Совета 92/117/ЕЕС

ЕВРОПЕЙСКИЙ ПАРЛАМЕНТ И СОВЕТ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА,

Принимая во внимание Договор о создании Европейского Сообщества и, в частности, его статью 152(4)(b),

Принимая во внимание предложение Комиссии(1),

Принимая во внимание мнение Европейского экономического и социального комитета(2),

Посоветовавшись с Комитетом регионов,

Действуя в порядке, предусмотренном статьей 251 Договора(3),

Тогда как:

(1) Живые животные и пищевые продукты животного происхождения включены в список Приложения I к Договору. Животноводство и реализация на рынке продуктов питания животного происхождения являются важным источником дохода для фермеров. Реализация ветеринарных мер, направленных на повышение уровня здоровья населения и животных в Сообществе, способствует рациональному развитию сельскохозяйственного сектора.

(2) Защита здоровья человека от болезней и инфекций, передающихся прямо или косвенно от животных к человеку (зоонозов), имеет первостепенное значение.

(3) Зоонозы, передающиеся через продукты питания, могут причинять страдания людям, а также наносить экономический ущерб производству продуктов питания и пищевой промышленности.

(4) Зоонозы, передающиеся не из пищевых источников, особенно от популяций диких и домашних животных, также вызывают обеспокоенность.

(5) Директива Совета 92/117/EEC от 17 декабря 1992 г. о мерах по защите от определенных зоонозов и определенных зоонозных агентов у животных и продуктов животного происхождения с целью предотвращения вспышек пищевых инфекций и интоксикаций(4), предусмотренных для создание системы мониторинга некоторых зоонозов как на уровне государств-членов, так и на уровне Сообщества.

(6) При содействии справочной лаборатории Сообщества по эпидемиологии зоонозов Комиссия ежегодно собирает результаты мониторинга в государствах-членах и обобщает их. Публикация результатов происходит ежегодно, начиная с 1995 г. Они дают основу для оценки текущей ситуации с зоонозами и зоонозными возбудителями. Однако системы сбора данных не гармонизированы и поэтому не позволяют проводить сравнения между государствами-членами.

(7) Другое законодательство Сообщества предусматривает мониторинг и контроль некоторых зоонозов в популяциях животных. В частности, Директива Совета 64/432/EEC от 26 июня 1964 г. о проблемах здоровья животных, влияющих на торговлю крупным рогатым скотом и свиньями внутри Сообщества(5), касается туберкулеза крупного рогатого скота и бруцеллеза крупного рогатого скота. Директива Совета 91/68/EEC от 28 января 1991 г. об условиях здоровья животных, регулирующая торговлю овцами и козами внутри Сообщества(6), касается бруцеллеза овец и коз. Настоящая Директива не должна создавать ненужного дублирования существующих требований.

(8) Более того, будущее постановление Европейского Парламента и Совета по гигиене пищевых продуктов должно охватывать конкретные элементы, необходимые для профилактики, контроля и мониторинга зоонозов и зоонозных агентов, и включать конкретные требования к микробиологическому качеству пищевых продуктов.

(9) Директива 92/117/EEC предусматривает сбор данных о случаях зоонозов у ​​людей. Целью Решения № 2119/98/EC Европейского Парламента и Совета от 24 сентября 1998 г. о создании сети эпидемиологического надзора и контроля за инфекционными заболеваниями в Сообществе(7) является усиление сбора таких данных и внести вклад в улучшение профилактики и контроля инфекционных заболеваний в Сообществе.

(10) Сбор данных о встречаемости зоонозов и зоонозных возбудителей у животных, продуктов питания, кормов и человека необходим для определения тенденций и источников зоонозов.

(11) В своем заключении по зоонозам, принятом 12 апреля 2000 г., Научный комитет по ветеринарным мерам, касающимся общественного здравоохранения, счел, что меры, действовавшие в то время для борьбы с зоонозными инфекциями пищевого происхождения, были недостаточными. Он также счел, что эпидемиологические данные, которые собирали государства-члены, были неполными и не полностью сопоставимыми. В результате Комитет рекомендовал усовершенствовать механизмы мониторинга и определил варианты управления рисками. В частности, Комитет определил виды Salmonella, виды Campylobacter, веротоксигенную Escherichia coli (VTEC), Listeria monocytogenes, Cryptosporidium spp., Echinococcus granulosus/multilocularis и Trichinella спиральис в качестве приоритетов общественного здравоохранения.

(12) Поэтому необходимо улучшить существующие системы мониторинга и сбора данных, установленные Директивой 92/117/EEC. Одновременно Регламент (ЕС) № 2160/2003 Европейского Парламента и Совета от 17 ноября 2003 г. о контроле сальмонеллы и других определенных пищевых зоонозных агентов(8) заменит конкретные меры контроля, установленные Директивой 92/117. /ЕЭС. Поэтому Директиву 92/117/EEC следует отменить.

(13) Новая основа для научных консультаций и научной поддержки в вопросах безопасности пищевых продуктов, установленная Регламентом (ЕС) № 178/2002 Европейского Парламента и Совета от 28 января 2002 г., устанавливающим общие принципы и требования пищевого законодательства. , создание Европейского агентства по безопасности пищевых продуктов и установление процедур в вопросах безопасности пищевых продуктов(9) должны использоваться для сбора и анализа соответствующих данных.

(14) Там, где необходимо облегчить сбор и сравнение данных, мониторинг должен осуществляться на согласованной основе. Это позволит оценить тенденции и источники зоонозов и зоонозных агентов внутри Сообщества. Собранные данные вместе с данными из других источников должны составить основу для оценки риска зоонозных организмов.

(15) Приоритет следует отдавать тем зоонозам, которые представляют наибольший риск для здоровья человека. Однако системы мониторинга должны также способствовать выявлению возникающих или вновь возникающих зоонозных заболеваний и новых штаммов зоонозных организмов.

(16) Тревожное появление устойчивости к противомикробным агентам (таким как противомикробные лекарственные средства и противомикробные кормовые добавки) является характеристикой, которую следует отслеживать. Следует предусмотреть, чтобы такой мониторинг охватывал не только зоонозные возбудители, но и, если они представляют угрозу для здоровья населения, и другие возбудители. В частности, может оказаться целесообразным мониторинг индикаторных организмов. Такие организмы представляют собой резервуар генов устойчивости, которые они могут передавать патогенным бактериям.

(17) В дополнение к общему мониторингу могут быть признаны особые потребности, которые могут потребовать создания скоординированных программ мониторинга. Внимание следует уделять, в частности, зоонозам, перечисленным в Приложении I к Регламенту (ЕС) № 2160/2003.

(18) При тщательном расследовании вспышки зоонозов пищевого происхождения дают возможность идентифицировать возбудитель, используемый пищевой носитель, а также факторы приготовления и обращения с пищевыми продуктами, которые способствовали вспышке. Поэтому целесообразно предусмотреть проведение таких расследований и тесное сотрудничество между различными органами.

(19) На трансмиссивные губчатые энцефалопатии распространяется Регламент (ЕС) № 999/2001 Европейского Парламента и Совета от 22 мая 2001 г., устанавливающий правила профилактики, контроля и искоренения некоторых трансмиссивных губчатых энцефалопатий(10).

(20) Чтобы обеспечить эффективное использование собранной информации о зоонозах и зоонозных агентах, следует установить соответствующие правила обмена всей соответствующей информацией. Эта информация должна быть собрана в государствах-членах и передана Комиссии в виде отчетов, которые должны быть направлены в Европейское управление по безопасности пищевых продуктов и безотлагательно предоставлены общественности соответствующим образом.

(21) Отчеты должны представляться ежегодно. Однако дополнительные отчеты могут быть целесообразными, если того требуют обстоятельства.

(22) Может оказаться целесообразным назначить национальные справочные лаборатории и лаборатории Сообщества для предоставления рекомендаций и помощи в проведении анализа и тестирования зоонозов и зоонозных агентов, подпадающих под действие настоящей Директивы.

(23) Решение Совета 90/424/EEC от 26 июня 1990 г. о расходах в ветеринарной области(11) должно быть изменено в части, касающейся подробных правил, регулирующих финансовый вклад Сообщества в определенные действия, связанные с мониторингом и контролем зоонозов. и зоонозные агенты.

(24) Должны быть установлены соответствующие процедуры для внесения поправок в некоторые положения настоящей Директивы с учетом технического и научного прогресса, а также для принятия имплементационных и переходных мер.

(25) Для учета технического и научного прогресса должно быть обеспечено тесное и эффективное сотрудничество между Комиссией и государствами-членами в рамках Постоянного комитета, созданного Регламентом (ЕС) № 178/2002.

(26) Государства-члены не могут, действуя в одиночку, собирать сопоставимые данные, чтобы обеспечить основу для оценки риска зоонозных организмов, значимых на уровне Сообщества. Сбор таких данных лучше осуществлять на уровне Сообщества. Таким образом, Сообщество может принять меры в соответствии с принципом субсидиарности, изложенным в статье 5 Договора. В соответствии с принципом пропорциональности, изложенным в этой статье, настоящая Директива не выходит за рамки того, что необходимо для достижения этих целей. Ответственность за создание и поддержание систем мониторинга должна лежать на государствах-членах.

(27) Меры, необходимые для реализации настоящей Директивы, должны быть приняты в соответствии с Решением Совета 1999/468/EC от 28 июня 1999 г., устанавливающим процедуры осуществления полномочий по реализации, предоставленных Комиссии(12),

ПРИНЯЛИ НАСТОЯЩУЮ ДИРЕКТИВУ:

ГЛАВА I ВВОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1

Предмет и объем

1. Целью настоящей Директивы является обеспечение надлежащего мониторинга зоонозов, зоонозных агентов и связанной с ними устойчивости к противомикробным препаратам, а также надлежащего эпидемиологического расследования вспышек пищевого происхождения, чтобы обеспечить возможность сбора в Сообществе информации, необходимой для оценки соответствующих тенденций и источники.

2. Настоящая Директива распространяется:

(а) мониторинг зоонозов и зоонозных агентов;

(b) мониторинг связанной с ней устойчивости к противомикробным препаратам;

(c) эпидемиологическое расследование вспышек заболеваний пищевого происхождения; и

(d) обмен информацией, касающейся зоонозов и зоонозных агентов.

3. Настоящая Директива применяется без ущерба для более конкретных положений Сообщества, касающихся здоровья животных, питания животных, гигиены пищевых продуктов, инфекционных заболеваний человека, здоровья и безопасности на рабочем месте, генной технологии и трансмиссивных губчатых энцефалопатий.

Статья 2

Определения

Для целей настоящей Директивы применяются следующие определения:

1. определения, изложенные в Регламенте (ЕС) № 178/2002, и

2. следующие определения:

(a) «зооноз» означает любое заболевание и/или инфекцию, которая естественным путем передается прямо или косвенно между животными и людьми;

(b) «зоонозный агент» означает любой вирус, бактерию, грибок, паразит или другой биологический объект, который может вызвать зооноз;

(c) «резистентность к противомикробным препаратам» означает способность микроорганизмов определенных видов выживать или даже расти в присутствии заданной концентрации противомикробного агента, которая обычно достаточна для ингибирования или уничтожения микроорганизмов того же вида. ;

(d) «вспышка пищевого происхождения» означает наблюдаемую при данных обстоятельствах заболеваемость двумя или более случаями одного и того же заболевания и/или инфекции среди людей или ситуацию, в которой наблюдаемое число случаев превышает ожидаемое число и когда случаи связаны или, вероятно, связаны с одним и тем же источником пищи;

(e) «мониторинг» означает систему сбора, анализа и распространения данных о возникновении зоонозов, зоонозных агентов и связанной с ними устойчивости к противомикробным препаратам.

Статья 3

Общие обязательства

1. Государства-члены ЕС должны гарантировать, что данные о возникновении зоонозов и зоонозных агентов и связанной с ними устойчивости к противомикробным препаратам собираются, анализируются и публикуются без промедления в соответствии с требованиями настоящей Директивы и любых положений, принятых в соответствии с ней.

2. Каждое государство-член должно назначить компетентный орган или компетентные органы для целей настоящей Директивы и уведомить об этом Комиссию. Если государство-член назначает более одного компетентного органа, оно должно:

(a) уведомить Комиссию о компетентном органе, который будет действовать в качестве контактного лица для контактов с Комиссией; и

(b) обеспечить сотрудничество компетентных органов с целью гарантировать надлежащее выполнение требований настоящей Директивы.

3. Каждое государство-член должно гарантировать, что эффективное и постоянное сотрудничество, основанное на свободном обмене общей информацией и, при необходимости, конкретными данными, устанавливается между компетентным органом или органами, назначенными для целей настоящей Директивы, и:

(a) компетентные органы для целей законодательства Сообщества о здоровье животных;

(b) компетентные органы для целей законодательства Сообщества о кормах;

(c) компетентные органы для целей законодательства Сообщества по гигиене пищевых продуктов;

(d) структуры и/или органы, указанные в статье 1 Решения № 2119/98/ЕС;

(e) другие заинтересованные органы и организации.

4. Каждое государство-член должно обеспечить, чтобы соответствующие должностные лица компетентного органа или компетентных органов, упомянутых в параграфе 2, прошли соответствующую начальную и постоянную подготовку в области ветеринарии, микробиологии или эпидемиологии, по мере необходимости.

ГЛАВА II МОНИТОРИНГ ЗОНОЗОВ И ЗООНОЗНЫХ АГЕНТОВ

Статья 4

Общие правила мониторинга зоонозов и зоонозных возбудителей

1. Государства-члены должны собирать соответствующие и сопоставимые данные для выявления и характеристики опасностей, оценки воздействия и характеристики рисков, связанных с зоонозами и зоонозными агентами.

2. Мониторинг должен осуществляться на этапе или этапах пищевой цепи, наиболее подходящих для соответствующего зооноза или зоонозного агента, а именно:

(а) на уровне первичного производства; и/или

(b) на других этапах пищевой цепи, в том числе в продуктах питания и кормах.

3. Мониторинг должен охватывать зоонозы и зоонозные агенты, перечисленные в Приложении I, Часть A. Если этого требует эпидемиологическая ситуация в государстве-члене, зоонозы и зоонозные агенты, перечисленные в Приложении I, Часть B, также подлежат мониторингу.

4. В Приложение I могут быть внесены поправки в соответствии с процедурой, указанной в Статье 12(2), для добавления зоонозов или зоонозных агентов в содержащиеся в нем списки или исключения их из них, принимая во внимание, в частности, следующие критерии:

(a) их встречаемость в популяциях животных и человека, кормах и пищевых продуктах;

(б) серьезность их воздействия на человека;

(c) их экономические последствия для здравоохранения животных и человека, а также для предприятий по производству кормов и продуктов питания;

(d) эпидемиологические тенденции в популяциях животных и людей, кормах и продуктах питания.

5. Мониторинг должен основываться на системах, существующих в государствах-членах. Однако, когда необходимо облегчить сбор и сравнение данных, могут быть установлены подробные правила мониторинга зоонозов и зоонозных агентов, перечисленных в Приложении I, в соответствии с процедурой, указанной в Статье 12(2), и с учетом других положений Сообщества. правила, установленные в области здоровья животных, пищевой гигиены и инфекционных заболеваний человека.

Такие подробные правила должны устанавливать минимальные требования для мониторинга определенных зоонозов или зоонозных агентов. В частности, они могут указать:

(a) популяция или субпопуляции животных или этапы пищевой цепи, подлежащие мониторингу;

(b) характер и тип данных, которые необходимо собрать;

(c) определения случаев;

(d) используемые схемы выборки;

(e) лабораторные методы, которые будут использоваться при тестировании; и

(f) частота отчетности, включая руководящие принципы отчетности между местными, региональными и центральными органами власти.

6. При рассмотрении вопроса о том, предлагать ли подробные правила в соответствии с параграфом 5 для гармонизации регулярного мониторинга зоонозов и зоонозных агентов, Комиссия должна отдать приоритет зоонозам и зоонозным агентам, перечисленным в Части А Приложения I.

Статья 5

Скоординированные программы мониторинга

1. Если данных, собранных посредством регулярного мониторинга в соответствии со Статьей 4, недостаточно, могут быть созданы скоординированные программы мониторинга в отношении одного или нескольких зоонозов и/или зоонозных агентов в соответствии с процедурой, указанной в Статье 12(2). Могут быть созданы скоординированные программы мониторинга, особенно при выявлении особых потребностей, для оценки рисков или установления исходных значений, связанных с зоонозами или зоонозными агентами, на уровне государств-членов или на уровне Сообщества.

2. Если установлена ​​скоординированная программа мониторинга, особое внимание должно быть уделено зоонозам и зоонозным агентам в популяциях животных, указанных в Приложении I к Регламенту (ЕС) № 2160/2003.

3. Минимальные правила, касающиеся создания скоординированных программ мониторинга, изложены в Приложении III.

Статья 6

Обязанности операторов пищевого бизнеса

1. Государства-члены должны гарантировать, что, когда операторы пищевого бизнеса проводят проверки на наличие зоонозов и зоонозных агентов, подлежащих мониторингу в соответствии со Статьей 4(2), они:

(a) хранить результаты и обеспечивать сохранение любого соответствующего изолята в течение периода, установленного компетентным органом; и

(b) сообщать результаты или предоставлять изоляты компетентному органу по запросу.

2. Подробные правила реализации настоящей статьи могут быть установлены в соответствии с процедурой, указанной в статье 12(2).

ГЛАВА III. УСТОЙЧИВОСТЬ К ПРОТИВОМИКРОБНЫМ СРЕДСТВАМ

Статья 7

Мониторинг устойчивости к противомикробным препаратам

1. Государства-члены должны гарантировать, в соответствии с требованиями, изложенными в Приложении II, чтобы мониторинг обеспечивал сопоставимые данные о возникновении устойчивости к противомикробным препаратам у зоонозных агентов и, если они представляют угрозу для здоровья населения, у других агентов.

2. Такой мониторинг должен дополнять мониторинг человеческих изолятов, проводимый в соответствии с Решением № 2119/98/EC.

3. Подробные правила реализации настоящей статьи должны быть установлены в соответствии с процедурой, указанной в статье 12(2).

ГЛАВА IV ВСПЫШКИ ПИЩЕВОГО ПЕРЕДАЧИ

Статья 8

Эпидемиологическое расследование вспышек пищевого происхождения

1. Государства-члены ЕС должны обеспечить, чтобы, когда оператор пищевого бизнеса предоставляет информацию компетентному органу в соответствии со Статьей 19(3) Регламента (ЕС) № 178/2002, соответствующий пищевой продукт или соответствующий его образец сохранялись в чтобы не препятствовать его расследованию в лаборатории или расследованию любой вспышки пищевого происхождения.

2. Компетентный орган расследует вспышки пищевого происхождения в сотрудничестве с органами, указанными в статье 1 Решения № 2119/98/EC. Расследование должно предоставить данные об эпидемиологическом профиле, потенциально затрагиваемых пищевых продуктах и ​​потенциальных причинах вспышки. Расследование должно включать, насколько это возможно, адекватные эпидемиологические и микробиологические исследования. Компетентный орган должен передать Комиссии (которая должна отправить его в Европейское управление по безопасности пищевых продуктов) краткий отчет о результатах проведенных расследований, содержащий информацию, указанную в Части E Приложения IV.

3. Подробные правила, касающиеся расследования вспышек заболеваний пищевого происхождения, могут быть установлены в соответствии с процедурой, указанной в Статье 12(2).

4. Параграфы 1 и 2 применяются без ущерба для положений Сообщества о безопасности продукции, системах раннего предупреждения и реагирования для предотвращения и контроля инфекционных заболеваний человека, гигиене пищевых продуктов и общих требованиях пищевого законодательства, в частности, тех, которые касаются чрезвычайных мер и процедур. за изъятие продуктов питания и кормов с рынка.

ГЛАВА V ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ

Статья 9

Оценка тенденций и источников зоонозов, зоонозных агентов и устойчивости к противомикробным препаратам

1. Государства-члены должны оценить тенденции и источники зоонозов, зоонозных агентов и устойчивости к противомикробным препаратам на своей территории.

Каждое государство-член должно ежегодно к концу мая передавать Комиссии отчет о тенденциях и источниках зоонозов, зоонозных агентов и устойчивости к противомикробным препаратам, охватывающий данные, собранные в соответствии со Статьями 4, 7 и 8 в течение предыдущего года. Отчеты и любые их резюме должны быть общедоступными.

Отчеты также должны содержать информацию, указанную в Статье 3(2)(b) Регламента (ЕС) № 2160/2003.

Минимальные требования к отчетам изложены в Приложении IV. Подробные правила, касающиеся оценки этих отчетов, включая форматы и минимальную информацию, которую они должны включать, могут быть установлены в соответствии с процедурой, указанной в статье 12(2).

Если обстоятельства того требуют, Комиссия может запросить конкретную дополнительную информацию, и государства-члены должны представлять отчеты Комиссии по такому запросу или по собственной инициативе.

2. Комиссия должна направить отчеты, упомянутые в параграфе 1, в Европейское управление по безопасности пищевых продуктов, которое должно изучить их и опубликовать к концу ноября сводный отчет о тенденциях и источниках зоонозов, зоонозных агентов и устойчивости к противомикробным препаратам в Сообществе. .

При подготовке сводного отчета Европейское управление по безопасности пищевых продуктов может принять во внимание другие данные, предусмотренные законодательством Сообщества, такие как:

- Статья 8 Директивы 64/432/ЕЕС,

- Статья 14(2) Директивы 89/397/EEC(13),

- Статья 24 Решения 90/424/ЕЕС,

- Статья 4 Решения № 2119/98/ЕС.

3. Государства-члены должны предоставить Комиссии результаты скоординированных программ мониторинга, установленных в соответствии со Статьей 5. Комиссия должна направить результаты в Европейское управление по безопасности пищевых продуктов. Результаты и любые их резюме должны быть доступны общественности.

ГЛАВА VI ЛАБОРАТОРИИ

Статья 10

Сообщество и национальные справочные лаборатории

1. Одна или несколько справочных лабораторий Сообщества для анализа и тестирования зоонозов и зоонозных агентов и связанной с ними устойчивости к противомикробным препаратам могут быть назначены в соответствии с процедурой, указанной в Статье 12(2).

2. Без ущерба для соответствующих положений Решения 90/424/ЕЕС, обязанности и задачи справочных лабораторий Сообщества, в частности, в отношении координации их деятельности и деятельности национальных справочных лабораторий, должны быть установлены в соответствии с процедуру, указанную в статье 12(2).

3. Государства-члены должны назначить национальные справочные лаборатории для каждой области, где была создана справочная лаборатория Сообщества, и проинформировать об этом Комиссию.

4. Определенные обязанности и задачи национальных справочных лабораторий, в частности, в отношении координации их деятельности и деятельности соответствующих лабораторий в государствах-членах, могут быть установлены в соответствии с процедурой, указанной в Статье 12(2).

ГЛАВА VII. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ

Статья 11

Поправки к Приложениям и переходные или имплементационные меры

В Приложения II, III и IV могут быть внесены поправки, а любые соответствующие переходные или имплементационные меры могут быть приняты в соответствии с процедурой, указанной в Статье 12(2).

Статья 12

Процедура комитета

1. Комиссии будет оказывать помощь Комитет по пищевой цепи и здоровью животных, учрежденный Регламентом (ЕС) № 178/2002, или, при необходимости, Комитет, созданный согласно Решению № 2119/98/EC.

2. Если делается ссылка на настоящий параграф, применяются статьи 5 и 7 Решения 1999/468/EC с учетом положений его статьи 8.

Срок, предусмотренный статьей 5(6) Решения 1999/468/EC, устанавливается в размере трех месяцев.

3. Комитет принимает свои Правила процедуры.

Статья 13

Консультация Европейского агентства по безопасности пищевых продуктов

Комиссия должна консультироваться с Европейским органом по безопасности пищевых продуктов по любому вопросу, входящему в сферу действия настоящей Директивы, который может оказать существенное влияние на общественное здравоохранение, в частности, прежде чем предлагать какие-либо поправки к Приложениям I или II или перед созданием любой скоординированной программы мониторинга в соответствии со статьей 5.

Статья 14

Транспонирование

1. Государства-члены должны принять и опубликовать законы, правила и административные положения, необходимые для соблюдения настоящей Директивы, до 12 апреля 2004 г. Они должны немедленно проинформировать об этом Комиссию.

Они должны применить эти меры к 12 июня 2004 года.

Когда государства-члены ЕС принимают такие меры, они должны содержать ссылку на настоящую Директиву или сопровождаться такой ссылкой в ​​случае их официальной публикации. Государства-члены ЕС должны определить, как следует делать такую ​​ссылку.

2. Государства-члены должны сообщить Комиссии текст положений национального законодательства, которые они принимают в области, охватываемой настоящей Директивой.

ГЛАВА VIII ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 15

Отменить

Директива 92/117/EEC должна быть отменена с 12 июня 2004 г.

Однако меры, которые государства-члены ЕС приняли в соответствии со статьей 8(1) Директивы 92/117/ЕЕС, а также меры, реализованные в соответствии со статьей 10(1) ее, и планы, одобренные в соответствии со статьей 8(3), остаются в силе. до тех пор, пока соответствующие программы контроля не будут одобрены в соответствии со Статьей 5 Регламента (ЕС) № 2160/2003.

Статья 16

Изменение решения 90/424/ЕЕС

В Решение 90/424/EEC настоящим вносятся следующие поправки:

1. Статья 29 заменена следующей:

«Статья 29

1. Государства-члены могут запросить финансовый вклад Сообщества для мониторинга и контроля зоонозов, указанных в Приложении, Группа 2, в рамках положений, указанных в Статьях 24(2) – (11).

2. Что касается контроля зоонозов, финансовый вклад Сообщества должен быть введен как часть национальной программы контроля, указанной в Статье 5 Регламента (ЕС) № 2160/2003 Европейского Парламента и Совета от 17 ноября 2003 г. контроль сальмонеллы и других специфических зоонозных агентов пищевого происхождения(14). Уровень финансового участия Сообщества должен быть установлен на уровне максимум 50 % затрат, понесенных на реализацию обязательных мер контроля».

2. Дополнить статьей следующего содержания:

«Статья 29а

Государства-члены могут требовать от Сообщества финансового вклада, упомянутого в статье 29(2), для национального плана, который был одобрен на основе Директивы 92/117/ЕЕС, до даты, когда соответствующие программы контроля будут одобрены в соответствии с Статья 6 Регламента (ЕС) № 2160/2003».

3. В приложении к списку группы 2 дополнить следующие абзацы:

"- Кампилобактериоз и его возбудители

- Листериоз и его возбудители

- Сальмонеллез (зоонозные сальмонеллы) и его возбудители

- Трихинеллез и его возбудители

- Веротоксигенная кишечная палочка».

Статья 17

Вступление в силу

Настоящая Директива вступает в силу в день ее публикации в Официальном журнале Европейского Союза.

Статья 18

Адресаты

Данная Директива адресована государствам-членам.

Совершено в Брюсселе 17 ноября 2003 г.

За Европейский Парламент

Президент

П. Кокс

Для Совета

Президент

Г. Алеманно

(1) OJ C 304 E, 30.10.2001, с. 250.

(2) OJ C 94, 18 апреля 2002 г., с. 18.

(3) Мнение Европейского парламента от 15 мая 2002 г. (ОЖ C 180 E, 31 июля 2003 г., стр. 161), общая позиция Совета от 20 февраля 2003 г. (ОЖ C 90 E, 15 апреля 2003 г., стр. 9) и позиция Европейского парламента от 19 июня 2003 г. (еще не опубликовано в Официальном журнале).

(4) OJ L 62, 15 марта 1993 г., с. 38. Директива с последними поправками, внесенными Регламентом (ЕС) № 806/2003 (ОЖ L 122, 16 мая 2003 г., стр. 1).

(5) ОЖ 121, 29 июля 1964 г., с. 1977. Директива с последними поправками, внесенными Регламентом Комиссии (ЕС) № 1226/2002 (ОЖ L 179, 9 июля 2002 г., стр. 13).

(6) OJ L 46, 19 февраля 1991 г., с. 19. Директива с последними поправками, внесенными Решением Комиссии 2003/708/EC (OJ L 258, 10.10.2003, стр. 11).

(7) OJ L 268, 3.10.1998, с. 1.

(8) См. стр. 1 настоящего Официального журнала.

(9) OJ L 31, 01.02.2002, с. 1.

(10) OJ L 147, 31 мая 2001 г., с. 1. Регламент с последними поправками, внесенными Регламентом Комиссии (ЕС) № 1494/2002 (ОЖ L 225, 22 августа 2002 г., стр. 3).

(11) OJ L 224, 18 августа 1990 г., с. 19. Решение с последними поправками, внесенными Решением 2001/572/EC (ОЖ L 203, 28 июля 2001 г., стр. 16).

(12) OJ L 184, 17 июля 1999 г., с. 23.

(13) Директива Совета 89/397/EEC от 14 июня 1989 г. об официальном контроле пищевых продуктов (OJ L 186, 30.6.1989, стр. 23).

(14) OJ L 325, 12.12.2003, с. 1.

ПРИЛОЖЕНИЕ I

A. Зоонозы и зоонозные агенты, подлежащие включению в мониторинг

- бруцеллез и его возбудители

- кампилобактериоз и его возбудители

- эхинококкоз и его возбудители

- листериоз и его возбудители

- сальмонеллез и его возбудители

- трихинеллез и его возбудители

- туберкулез, вызванный Mycobacterium bovis

- веротоксигенная кишечная палочка

Б. Перечень зоонозов и зоонозных возбудителей, подлежащих мониторингу в зависимости от эпидемиологической ситуации

1. Вирусные зоонозы

- калицивирус

- вирус гепатита А

- вирус гриппа

- бешенство

- вирусы, передающиеся членистоногими

2. Бактериальные зоонозы

- боррелиоз и его возбудители

- ботулизм и его возбудители

- лептоспироз и его возбудители

- орнитоз и его возбудители

- туберкулез, кроме пункта А

- вибриоз и его возбудители

- иерсиниоз и его возбудители

3. Паразитарные зоонозы

- анизакиаз и его возбудители

- криптоспоридиоз и его возбудители

- цистицеркоз и его возбудители

- токсоплазмоз и его возбудители

4. Другие зоонозы и зоонозные возбудители.

ПРИЛОЖЕНИЕ II

Требования к мониторингу устойчивости к противомикробным препаратам в соответствии со Статьей 7

А. Общие требования

Государства-члены должны обеспечить, чтобы система мониторинга устойчивости к противомикробным препаратам, предусмотренная в Статье 7, предоставляла как минимум следующую информацию:

1. виды животных, включенные в мониторинг;

2. виды и/или штаммы бактерий, включенные в мониторинг;

3. стратегия отбора проб, используемая при мониторинге;

4. противомикробные препараты, включенные в мониторинг;

5. лабораторная методика, используемая для выявления резистентности;

6. лабораторная методика, используемая для идентификации микробных изолятов;

7. методы, используемые для сбора данных.

Б. Особые требования

Государства-члены должны обеспечить, чтобы система мониторинга предоставляла соответствующую информацию, по крайней мере, в отношении репрезентативного количества изолятов видов Salmonella, Campylobacter jejuni и Campylobacter coli от крупного рогатого скота, свиней и птицы, а также пищевых продуктов животного происхождения, полученных от этих видов.

ПРИЛОЖЕНИЕ III

Программы скоординированного мониторинга, упомянутые в Статье 5.

При разработке скоординированной программы мониторинга необходимо определить, по крайней мере, следующие характеристики программы:

- его цель;

- его продолжительность;

- его географическая область или регион;

- соответствующие зоонозы и/или зоонозные агенты;

- тип проб и других запрошенных единиц данных;

- схемы минимального отбора проб;

- вид лабораторных методов исследования;

- задачи компетентных органов;

- ресурсы, которые будут выделены;

- оценка его затрат и способы их покрытия; и

- способ и сроки сообщения результатов.

ПРИЛОЖЕНИЕ IV

Требования к отчетам, представляемым в соответствии со статьей 9(1)

Отчет, упомянутый в статье 9(1), должен содержать как минимум следующую информацию. Части A–D применяются к отчетам о мониторинге, проводимом в соответствии со статьей 4 или 7. Часть E применяется к отчетам о мониторинге, проводимом в соответствии со статьей 8.

А. Первоначально для каждого зооноза и зоонозного возбудителя необходимо описать следующее (позже необходимо сообщить только об изменениях):

(a) системы мониторинга (стратегии отбора проб, частота отбора проб, вид образца, определение случая, используемые диагностические методы);

(b) политика вакцинации и другие профилактические действия;

(c) механизм контроля и, при необходимости, программы;

(г) меры в случае положительных результатов или единичных случаев;

(e) наличие систем уведомления;

(f) история болезни и/или инфекции в стране.

B. Каждый год необходимо описывать следующее:

(a) соответствующая восприимчивая популяция животных (вместе с датой, к которой относятся цифры):

- количество стад или отар,

- общее количество животных, и

- если применимо, используемые методы производства;

(b) количество и общее описание лабораторий и учреждений, участвующих в мониторинге.

C. Ежегодно необходимо описывать следующие подробности по каждому зоонозному агенту и соответствующей категории данных с указанием их последствий:

(а) изменения в уже описанных системах;

(б) изменения в ранее описанных методах;

(c) результаты исследований и дальнейшего типирования или другого метода характеристики в лабораториях (по каждой категории сообщается отдельно);

(d) национальная оценка текущей ситуации, тенденций и источников инфекции;

(e) актуальность как зоонозное заболевание;

(f) актуальность результатов, обнаруженных у животных и пищевых продуктов, для случаев заболевания человека как источника заражения человека;

(g) признаны стратегии контроля, которые можно использовать для предотвращения или сведения к минимуму передачи зоонозного агента человеку;

(h) при необходимости, любые конкретные действия, принятые в государстве-члене или предложенные Сообществу в целом на основе недавней ситуации.

D. Отчетность о результатах экзаменов

Результаты должны быть представлены с указанием количества исследованных эпидемиологических единиц (стад, стад, проб, партий) и количества положительных проб в соответствии с определением случая. При необходимости результаты должны быть представлены таким образом, чтобы показать географическое распространение зооноза или зоонозного агента.

E. Для данных о вспышках пищевого происхождения:

(a) общее количество вспышек за год;

(b) число человеческих смертей и заболеваний в результате этих вспышек;

(c) возбудители вспышек, включая, где возможно, серотип или другое окончательное описание возбудителей. Если идентификация возбудителя невозможна, следует указать причину такой неидентификации;

(d) пищевые продукты, ставшие причиной вспышки, и другие потенциальные переносчики;

(e) идентификация типа места, где указанные пищевые продукты были произведены/куплены/приобретены/потреблены;

(f) сопутствующие факторы, например, недостатки в соблюдении гигиены при производстве пищевых продуктов.