Директива (ЕС) 2015/720 Европейского парламента и Совета от 29 апреля 2015 г., вносящая поправки в Директиву 94/62/EC в отношении сокращения потребления легких пластиковых пакетов (текст имеет отношение к ЕЭЗ)



Директива доступна на следующих языках

Язык Название
en Directive (EU) 2015/720 of the European Parliament and of the Council of 29 April 2015 amending Directive 94/62/EC as regards reducing the consumption of lightweight plastic carrier bags (Text with EEA relevance)
ru Директива (ЕС) 2015/720 Европейского парламента и Совета от 29 апреля 2015 г., вносящая поправки в Директиву 94/62/EC в отношении сокращения потребления легких пластиковых пакетов (текст имеет отношение к ЕЭЗ)

6 мая 2015 г.

В

Официальный журнал Европейского Союза

Л 115/11

ДИРЕКТИВА (ЕС) 2015/720 ЕВРОПЕЙСКОГО ПАРЛАМЕНТА И СОВЕТА

от 29 апреля 2015 г.

внесение изменений в Директиву 94/62/EC в отношении сокращения потребления легких пластиковых пакетов

(Текст, имеющий отношение к ЕЭЗ)

ЕВРОПЕЙСКИЙ ПАРЛАМЕНТ И СОВЕТ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА,

Принимая во внимание Договор о функционировании Европейского Союза и, в частности, его статью 114,

Принимая во внимание предложение Европейской комиссии,

После передачи проекта законодательного акта национальным парламентам,

Принимая во внимание мнение Европейского экономического и социального комитета (1),

Принимая во внимание мнение Комитета регионов (2),

Действуя в соответствии с обычной законодательной процедурой (3),

Тогда как:

(1)

Директива Европейского парламента и Совета 94/62/EC (4) была принята с целью предотвращения или снижения воздействия упаковки и упаковочных отходов на окружающую среду. Хотя пластиковые пакеты представляют собой упаковку по смыслу данной Директивы, она не содержит конкретных мер по употреблению таких пакетов.

(2)

Текущий уровень потребления пластиковых пакетов приводит к высокому уровню мусора и неэффективному использованию ресурсов, и ожидается, что он увеличится, если не будут приняты меры. Засорение пластиковых пакетов приводит к загрязнению окружающей среды и усугубляет широко распространенную проблему мусора в водоемах, угрожая водным экосистемам во всем мире.

(3)

Кроме того, накопление пластиковых пакетов в окружающей среде оказывает явно негативное влияние на некоторые виды экономической деятельности.

(4)

Пластиковые пакеты с толщиной стенок менее 50 микрон («легкие пластиковые пакеты»), которые составляют подавляющее большинство от общего количества пластиковых пакетов, потребляемых в Союзе, используются реже, чем более толстые пластиковые пакеты. Следовательно, легкие пластиковые пакеты быстрее превращаются в отходы и более склонны к засорению из-за их легкого веса.

(5)

Текущие показатели переработки легких пластиковых пакетов очень низки и из-за ряда практических и экономических трудностей вряд ли достигнут значительного уровня в ближайшем будущем.

(6)

Согласно иерархии отходов, профилактика стоит на первом месте. Пластиковые пакеты служат нескольким целям, и их потребление будет продолжаться и в будущем. Чтобы гарантировать, что необходимые пластиковые пакеты не попадут в окружающую среду в качестве отходов, необходимо принять адекватные меры и информировать потребителей о правильной обработке отходов.

(7)

Уровни потребления пластиковых пакетов значительно различаются по всему Союзу из-за различий в привычках потребления, осведомленности об окружающей среде и эффективности политических мер, принимаемых государствами-членами. Некоторым государствам-членам ЕС удалось значительно снизить уровень потребления пластиковых пакетов, при этом средний уровень потребления в семи странах-членах с наиболее высокими показателями составляет лишь 20% от среднего потребления по Союзу.

(8)

Доступность и точность данных о текущих уровнях потребления легких пластиковых пакетов различаются в разных государствах-членах. Точные и сопоставимые данные о потреблении имеют ключевое значение для оценки эффективности мер по сокращению и обеспечения единых условий для их реализации. Поэтому необходимо разработать общую методологию расчета годового потребления легких пластиковых пакетов на человека с целью мониторинга прогресса в сокращении потребления таких пакетов.

(9)

Более того, было доказано, что информация для потребителей играет решающую роль в достижении любых целей, касающихся сокращения потребления пластиковых пакетов. Поэтому необходимы усилия на институциональном уровне, чтобы повысить осведомленность о воздействии пластиковых пакетов на окружающую среду и положить конец нынешнему восприятию пластика как безвредного и дешевого товара.

(10)

Чтобы способствовать устойчивому сокращению среднего уровня потребления легких пластиковых пакетов, государства-члены должны принять меры по значительному сокращению потребления легких пластиковых пакетов в соответствии с общими целями политики ЕС по отходам и иерархии отходов, как это предусмотрено в Директиве. 2008/98/EC Европейского парламента и Совета (5). Такие меры по сокращению должны учитывать текущий уровень потребления пластиковых пакетов в отдельных государствах-членах ЕС, причем более высокие уровни требуют более амбициозных усилий, а также учитывать уже достигнутые сокращения. Для мониторинга прогресса в сокращении потребления легких пластиковых пакетов необходимо, чтобы национальные органы власти предоставили данные об их потреблении в соответствии со статьей 12 Директивы 94/62/EC.

(11)

Меры, которые должны быть приняты государствами-членами, могут включать использование экономических инструментов, таких как ценообразование, налоги и сборы, которые оказались особенно эффективными в сокращении потребления пластиковых пакетов, а также маркетинговые ограничения, такие как запреты в отступление от статьи 18 Директивы 94. /62/EC при условии, что эти ограничения будут соразмерными и недискриминационными.

(12)

Эти меры могут варьироваться в зависимости от воздействия легких пластиковых пакетов на окружающую среду при их утилизации или утилизации, их свойств переработки и компостирования, их долговечности или конкретного предполагаемого использования этих пакетов, а также с учетом любых возможных неблагоприятных последствий замены.

(13)

Государства-члены могут принять решение об освобождении от налога пластиковых пакетов с толщиной стенок менее 15 микрон («очень легкие пластиковые пакеты»), которые используются в качестве первичной упаковки для сыпучих пищевых продуктов, когда это необходимо в гигиенических целях или когда их использование помогает предотвратить порчу пищевых продуктов.

(14)

Государства-члены могут свободно использовать доходы, полученные от мер, принятых в соответствии с Директивой 94/62/EC, для достижения устойчивого сокращения потребления легких пластиковых пакетов.

(15)

Программы повышения осведомленности потребителей в целом и образовательные программы для детей могут сыграть важную роль в сокращении потребления пластиковых пакетов.

(16)

Европейский стандарт EN 13432 «Требования к упаковке, восстанавливаемой путем компостирования и биоразложения. Схема испытаний и критерии оценки для окончательной приемки упаковки» устанавливает характеристики, которыми должен обладать материал, чтобы считаться «компостируемым», а именно то, что он может быть переработан путем процесс восстановления органических веществ, включающий компостирование и анаэробное сбраживание. Комиссии следует обратиться к Европейскому комитету по стандартизации с просьбой разработать отдельный стандарт для упаковки, пригодной для домашнего компостирования.

(17)

Важно обеспечить признание этикеток или знаков для биоразлагаемых и компостируемых пластиковых пакетов на уровне всего Союза.

(18)

Некоторые пластиковые пакеты маркируются производителями как «оксо-биоразлагаемые» или «оксо-разлагаемые». В таких пакетах добавки вводятся в состав обычного пластика. Из-за присутствия этих добавок пластик со временем распадается на мелкие частицы, которые остаются в окружающей среде. Таким образом, называть такие пакеты «биоразлагаемыми» может быть ошибочным, поскольку они не могут решить проблему мусора, а, наоборот, могут увеличить загрязнение. Комиссия должна изучить влияние использования оксоразлагаемых пластиковых пакетов на окружающую среду и представить отчет Европейскому парламенту и Совету, включая, при необходимости, комплекс мер по ограничению их потребления или снижению любого вредного воздействия. .

(19)

Меры, которые должны быть приняты государствами-членами по сокращению потребления пластиковых пакетов, должны привести к устойчивому сокращению потребления легких пластиковых пакетов, а не к общему увеличению производства упаковки.

(20)

Меры, предусмотренные настоящей Директивой, соответствуют Сообщению Комиссии о «Дорожной карте к ресурсоэффективной Европе» и должны способствовать действиям по борьбе с морским мусором, предпринимаемым в соответствии с Директивой 2008/56/EC Европейского Парламента и Совета ( 6).

(21)

Поэтому в Директиву 94/62/EC следует внести соответствующие поправки:

ПРИНЯЛИ НАСТОЯЩУЮ ДИРЕКТИВУ:

Статья 1

В Директиву 94/62/EC внесены следующие поправки:

(1)

В статью 3 внесены следующие пункты:

'1а.

«пластик» означает полимер по смыслу Статьи 3(5) Регламента (ЕС) № 1907/2006 Европейского Парламента и Совета (*), к которому могут быть добавлены добавки или другие вещества и который способен выполнять функцию основного конструктивного элемента сумок-переносок;

1б.

полиэтиленовые пакеты - пакеты из пластмассы с ручкой или без нее, которые поставляются потребителям в местах реализации товаров или продукции;

1с.

«легкие полиэтиленовые пакеты» – пластиковые пакеты с толщиной стенок менее 50 микрон;

1 д.

«очень легкие пластиковые пакеты» означают пластиковые пакеты с толщиной стенок менее 15 микрон, которые необходимы для гигиенических целей или используются в качестве первичной упаковки для сыпучих пищевых продуктов, когда это помогает предотвратить пищевые потери;

1е.

«оксоразлагаемые пластиковые пакеты» — пластиковые пакеты, изготовленные из пластиковых материалов, в состав которых входят добавки, катализирующие дробление пластикового материала на микрофрагменты;

(*)  Регламент (ЕС) № 1907/2006 Европейского парламента и Совета от 18 декабря 2006 г. о регистрации, оценке, разрешении и ограничении химических веществ (REACH), учреждающий Европейское химическое агентство и вносящий поправки в Директиву 1999/45/ ЕС и отмена Регламента Совета (ЕЕС) № 793/93 и Регламента Комиссии (ЕС) № 1488/94, а также Директивы Совета 76/769/ЕЕС и Директив Комиссии 91/155/ЕЕС, 93/67/ЕЕС, 93/105 /EC и 2000/21/EC (ОЖ L 396, 30.12.2006, стр. 1).'"

. (2)

В статью 4 включить следующие абзацы:

'1а. Государства-члены должны принять меры для достижения устойчивого сокращения потребления легких пластиковых пакетов на своей территории.

Эти меры могут включать использование национальных целевых показателей сокращения, сохранение или введение экономических инструментов, а также маркетинговых ограничений в отступление от статьи 18, при условии, что эти ограничения являются соразмерными и недискриминационными.

Такие меры могут варьироваться в зависимости от воздействия легких пластиковых пакетов на окружающую среду при их утилизации или утилизации, их компостирующих свойств, долговечности или конкретного предполагаемого использования.

Меры, принимаемые государствами-членами, должны включать одно или оба из следующих действий:

(а)

принятие мер, обеспечивающих, чтобы годовой уровень потребления не превышал 90 легких пластиковых пакетов на человека к 31 декабря 2019 года и 40 легких пластиковых пакетов на человека к 31 декабря 2025 года или эквивалентные целевые показатели, установленные по весу. Очень легкие пластиковые пакеты могут быть исключены из национальных целей потребления;

(б)

принятие инструментов, гарантирующих, что к 31 декабря 2018 года легкие пластиковые пакеты не будут предоставляться бесплатно в местах продажи товаров или продуктов, если не будут реализованы столь же эффективные инструменты. Очень легкие пластиковые пакеты могут быть исключены из этих мер.

С 27 мая 2018 года государства-члены должны сообщать о годовом потреблении легких пластиковых пакетов при предоставлении данных об упаковке и упаковочных отходах Комиссии в соответствии со статьей 12.

К 27 мая 2016 года Комиссия должна принять исполнительный акт, устанавливающий методологию расчета годового потребления легких пластиковых пакетов на человека и адаптирующий форматы отчетности, принятые в соответствии со статьей 12(3). Этот имплементирующий акт должен быть принят в соответствии с регулятивной процедурой, указанной в Статье 21(2).

1б. Без ущерба для статьи 15 государства-члены могут принимать такие меры, как экономические инструменты и национальные цели по сокращению, в отношении любых видов пластиковых пакетов, независимо от толщины их стенок.

1с. Комиссия и государства-члены должны, по крайней мере, в течение первого года после 27 ноября 2016 г. активно поощрять кампании по информированию и повышению осведомленности общественности о неблагоприятном воздействии на окружающую среду чрезмерного потребления легких пластиковых пакетов».

. (3)

Вставляется следующая статья:

«Статья 8а

Особые меры в отношении биоразлагаемых и компостируемых пластиковых пакетов

К 27 мая 2017 года Комиссия должна принять имплементационный акт, устанавливающий характеристики этикеток или маркировки, чтобы обеспечить признание биоразлагаемых и компостируемых пластиковых пакетов на территории Союза и предоставить потребителям правильную информацию о компостирующих свойствах таких пакетов. Этот имплементирующий акт должен быть принят в соответствии с регулятивной процедурой, указанной в Статье 21(2).

Не позднее чем через 18 месяцев после принятия этого имплементационного акта государства-члены должны обеспечить маркировку биоразлагаемых и компостируемых пластиковых пакетов в соответствии со спецификациями, предусмотренными этим имплементирующим актом».

. (4)

Вставляется следующая статья:

«Статья 20а

Отчетность по пластиковым пакетам

1.   К 27 ноября 2021 года Комиссия должна представить отчет Европейскому парламенту и Совету, оценивая эффективность мер, предусмотренных статьей 4(1a) на уровне Союза, в борьбе с мусором, изменении поведения потребителей и содействии предотвращению образования отходов. Если оценка покажет, что принятые меры неэффективны, Комиссия должна изучить другие возможные способы достижения сокращения потребления легких пластиковых пакетов, включая установление реалистичных и достижимых целей на уровне Союза, и представить законодательное предложение. в случае необходимости.

2.   К 27 мая 2017 года Комиссия должна представить отчет Европейскому парламенту и Совету, в котором исследуется влияние использования оксоразлагаемых пластиковых пакетов на окружающую среду, и представить законодательное предложение, если это необходимо.

3.   К 27 мая 2017 года Комиссия должна оценить влияние на жизненный цикл различных возможностей сокращения потребления очень легких пластиковых пакетов и представить законодательное предложение, если это необходимо».

. (5)

В статье 22(3а) первый подпункт заменен следующим:

'3а. При условии, что цели, изложенные в статьях 4 и 6, достигнуты, государства-члены могут транспонировать положения, изложенные в статьях 4(1a) и 7, посредством соглашений между компетентными органами и заинтересованными секторами экономики».

. Статья 2

1.   Государства-члены должны ввести в действие законы, нормативные акты и административные положения, необходимые для соблюдения настоящей Директивы, к 27 ноября 2016 года. Они должны немедленно проинформировать об этом Комиссию.

Когда государства-члены ЕС принимают такие меры, они должны содержать ссылку на настоящую Директиву или сопровождаться такой ссылкой в ​​случае их официальной публикации. Методы такой ссылки устанавливаются государствами-членами.

2.   Государства-члены должны сообщить Комиссии текст основных мер национального законодательства, которые они принимают в области, охватываемой настоящей Директивой.

Статья 3

Настоящая Директива вступает в силу на двадцатый день после ее публикации в Официальном журнале Европейского Союза.

Статья 4

Данная Директива адресована государствам-членам.

Совершено в Страсбурге 29 апреля 2015 г.

За Европейский Парламент

Президент

М. ШУЛЬЦ

Для Совета

Президент

З. КАЛНИНЯ-ЛУКАШЕВИЦА

(1)  ОЖ C 214, 8 июля 2014 г., стр. 40.

(2)  ОЖ C 174, 7 июня 2014 г., стр. 43.

(3)  Позиция Европейского парламента от 16 апреля 2014 г. (еще не опубликована в Официальном журнале) и позиция Совета в первом чтении от 2 марта 2015 г. (еще не опубликована в Официальном журнале). Позиция Европейского парламента от 28 апреля 2015 г. (пока не опубликована в Официальном журнале).

(4) Директива Европейского парламента и Совета 94/62/EC от 20 декабря 1994 г. об упаковке и упаковочных отходах (OJ L 365, 31.12.1994, стр. 10).

(5) Директива 2008/98/EC Европейского Парламента и Совета от 19 ноября 2008 г. об отходах и отмене некоторых Директив (OJ L 312, 22.11.2008, стр. 3).

(6)  Директива 2008/56/EC Европейского парламента и Совета от 17 июня 2008 г., устанавливающая рамки для действий сообщества в области морской экологической политики (Рамочная директива по морской стратегии) ​​(OJ L 164, 25.6.2008, стр. 19).

Вершина