18.12.2015
В
Официальный журнал Европейского Союза
Л 332/126
ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ДИРЕКТИВА КОМИССИИ (ЕС) 2015/2392
от 17 декабря 2015 г.
о Регламенте (ЕС) № 596/2014 Европейского парламента и Совета в отношении информирования компетентных органов о фактических или потенциальных нарушениях этого Регламента
ЕВРОПЕЙСКАЯ КОМИССИЯ,
Принимая во внимание Договор о функционировании Европейского Союза,
Принимая во внимание Регламент (ЕС) № 596/2014 Европейского Парламента и Совета от 16 апреля 2014 г. о злоупотреблениях на рынке (регулирование злоупотреблений на рынке) и отменяющий Директиву 2003/6/EC Европейского Парламента и Совета и Директивы Комиссии 2003/124/EC, 2003/125/EC и 2004/72/EC (1) и, в частности, их статью 32(5),
Тогда как:
(1)
Лица, сообщающие о фактических или потенциальных нарушениях Регламента (ЕС) № 596/2014 (информаторы) компетентным органам, могут доводить новую информацию до сведения компетентных органов и помогать последним в выявлении и наложении санкций за нарушения, связанные со злоупотреблением рынком. Однако информирование о нарушениях может сдерживаться страхом возмездия, дискриминации или раскрытия личных данных. Следовательно, необходимы адекватные меры в отношении информирования о нарушениях для обеспечения общей защиты и уважения основных прав лиц, сообщающих о нарушениях, и обвиняемых. Лица, которые сознательно сообщают компетентным органам неверную или вводящую в заблуждение информацию, не должны рассматриваться как информаторы и, следовательно, не должны пользоваться механизмами защиты.
(2)
Анонимное сообщение должно быть разрешено компетентными органами, и механизмы защиты настоящей Директивы также должны применяться в тех случаях, когда анонимный информатор решает раскрыть свою личность компетентному органу на более позднем этапе. Информаторы должны иметь право сообщать либо посредством внутренних процедур, если такие процедуры существуют, либо непосредственно компетентному органу.
(3)
Для обработки сообщений о нарушениях Регламента (ЕС) № 596/2014, а также для обеспечения связи с лицом, сообщающим, потребуются выделенные сотрудники компетентных органов, прошедшие профессиональную подготовку, в том числе по применимым правилам защиты данных. как принятие последующих мер по отчету соответствующим образом.
(4)
Лица, намеревающиеся сообщить о фактических или потенциальных нарушениях Регламента (ЕС) № 596/2014, должны иметь возможность принять обоснованное решение о том, следует ли, как и когда сообщать. Поэтому компетентные органы должны публично раскрывать и делать легкодоступной информацию об имеющихся каналах связи с компетентными органами, о применимых процедурах и о специально выделенных сотрудниках органа, занимающихся сообщениями о нарушениях. Вся информация, касающаяся сообщений о нарушениях, должна быть прозрачной, понятной и достоверной, чтобы способствовать, а не препятствовать сообщениям о нарушениях.
(5)
Чтобы обеспечить эффективную связь со своим специализированным персоналом, необходимо, чтобы компетентные органы располагали и использовали различные каналы связи, которые должны быть удобными для пользователей и позволять письменное и устное, а также электронное и неэлектронное общение.
(6)
Важно, чтобы процедуры защиты лиц, работающих по трудовому договору, независимо от характера их трудовых отношений и того, получают ли они оплату или нет, которые сообщают о нарушениях или обвиняются в нарушениях Регламента (ЕС) № 596/ 2014 г. защищают таких лиц от мести, дискриминации и других видов прямого или косвенного несправедливого обращения. Несправедливое обращение может принимать самые разные формы в зависимости от обстоятельств. Таким образом, отдельные случаи должны оцениваться с помощью правил разрешения споров или судебных процедур, предусмотренных национальным законодательством.
(7)
Государства-члены ЕС должны гарантировать, что компетентные органы имеют адекватные процедуры защиты для обработки сообщений о нарушениях и персональных данных лиц, о которых сообщается. Такие процедуры должны гарантировать, что личность каждого сообщившего и сообщившего лица защищена на всех этапах процедуры. Это обязательство не должно наносить ущерба необходимости и соразмерности обязательства раскрывать информацию, когда этого требует законодательство Союза или национального законодательства, и при условии соблюдения соответствующих гарантий в соответствии с такими законами, в том числе в контексте расследований или судебных разбирательств или для защиты свобод другие, включая права на защиту лица, о котором сообщается.
(8)
Крайне важно и необходимо, чтобы выделенные сотрудники компетентного органа и сотрудники компетентного органа, которые получают доступ к информации, предоставляемой лицом, предоставляющим отчет компетентному органу, соблюдали обязанность сохранения профессиональной тайны и конфиденциальности при передаче данных как внутри и за пределами компетентного органа, в том числе в тех случаях, когда компетентный орган начинает расследование или дознание или последующие правоприменительные меры в связи с сообщением о нарушениях.
(9)
Государства-члены ЕС должны обеспечить адекватный учет всех сообщений о нарушениях, возможность поиска каждого отчета в компетентном органе и чтобы информация, полученная в отчетах, могла использоваться в качестве доказательства в правоприменительных действиях, где это необходимо. Государства-члены должны обеспечить соблюдение Директивы 95/46/EC Европейского парламента и Совета (2) и национального законодательства, транспонирующего Директиву 95/46/EC.
(10)
Защита персональных данных лица, сообщившего информацию, и лица, о котором сообщалось, имеет решающее значение для того, чтобы избежать несправедливого обращения или ущерба репутации из-за раскрытия личных данных, в частности данных, раскрывающих личность соответствующего лица. Следовательно, в дополнение к национальному законодательству о защите данных, которое транспонирует Директиву 95/46/EC, компетентные органы должны установить адекватные процедуры защиты данных, специально предназначенные для защиты лиц, сообщающих информацию, и лиц, о которых сообщается, которые должны включать безопасную систему внутри компетентного органа с ограниченным доступом. права доступа только для авторизованного персонала.
(11)
Передача компетентным органом персональных данных, связанных с сообщениями о нарушениях, может потребоваться для оценки сообщения о нарушениях и принятия необходимых расследований и правоприменительных мер. При передаче данных внутри компетентного органа или третьим лицам компетентные органы должны сохранять конфиденциальность в максимально возможной степени в соответствии с национальным законодательством.
(12)
Права лица, о котором сообщается, обвиняемого в нарушении Регламента (ЕС) № 596/2014, должны быть защищены во избежание репутационного ущерба или других негативных последствий. Кроме того, права на защиту и доступ к средствам правовой защиты лица, о котором поступило сообщение, должны полностью соблюдаться на каждом этапе процедуры, следующей за сообщением. Государства-члены ЕС должны обеспечить право защиты лица, о котором сообщили, включая право на доступ к делу, право быть заслушанным и право добиваться эффективных средств правовой защиты в случае решения, касающегося лица, о котором сообщили, в соответствии с применимыми процедурами, изложенными в национальном законодательстве. в контексте расследований или последующих судебных разбирательств.
(13)
Регулярный, по крайней мере, два раза в год (один раз в два года) пересмотр процедур компетентных органов должен гарантировать, что эти процедуры являются адекватными и современными и, таким образом, служат своей цели. Для этой цели важно, чтобы компетентные органы оценивали свой собственный опыт и обменивались опытом и передовой практикой с другими компетентными органами.
(14)
Учитывая, что подробные правила защиты информаторов затруднят государствам-членам обеспечение совместимости и оперативного соответствия их национальным системам, включая административные, процедурные и институциональные аспекты, для имплементационного закона необходима определенная гибкость. Такую гибкость лучше всего можно было бы достичь посредством директивы, а не регулирования, и, следовательно, директива представляется наиболее подходящим инструментом, позволяющим государствам-членам эффективно адаптировать режим сообщения о нарушениях к своим национальным системам, включая институциональную структуру.
(15)
Учитывая тот факт, что Регламент (ЕС) № 596/2014 вступает в силу 3 июля 2016 г., целесообразно, чтобы государства-члены транспонировали и применяли положения, относящиеся к настоящей Директиве, с 3 июля 2016 г.
(16)
Меры, предусмотренные настоящей Директивой, соответствуют мнению Европейского комитета по ценным бумагам.
ПРИНЯЛ НАСТОЯЩУЮ ДИРЕКТИВУ:
ГЛАВА I
ПРЕДМЕТ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Статья 1
Тематика
Данная Директива устанавливает правила, определяющие процедуры, изложенные в Статье 32(1) Регламента (ЕС) № 596/2014, включая механизмы отчетности и последующих отчетов, а также меры по защите лиц, работающих по договору подряда. трудоустройство и меры по защите персональных данных.
Статья 2
Определения
Для целей настоящей Директивы применяются следующие определения:
(1)
«лицо, сообщающее» означает лицо, сообщающее о фактическом или потенциальном нарушении Регламента (ЕС) № 596/2014 компетентному органу;
(2)
«лицо, о котором сообщили», означает лицо, которое обвиняется в совершении или намерении совершить нарушение Регламента (ЕС) № 596/2014 лицом, сообщившим информацию;
(3)
«Сообщение о нарушении» означает отчет, представленный лицом, сообщившим информацию, компетентному органу относительно фактического или потенциального нарушения Регламента (ЕС) № 596/2014.
ГЛАВА II
ПРОЦЕДУРЫ ПОЛУЧЕНИЯ СООБЩЕНИЙ О НАРУШЕНИЯХ И ИХ РЕГУЛИРОВАНИЯ
Статья 3
Преданные сотрудники
1. Государства-члены должны обеспечить, чтобы в компетентных органах были сотрудники, занимающиеся рассмотрением сообщений о нарушениях («специализированные сотрудники»). Специально выделенные сотрудники должны быть обучены работе с сообщениями о нарушениях.
2. Специализированные сотрудники выполняют следующие функции:
(а)
предоставление любому заинтересованному лицу информации о порядке сообщения о нарушениях;
(б)
получение и отслеживание сообщений о нарушениях;
(с)
поддержание контакта с лицом, сообщившим информацию, если последнее назвало себя.
Статья 4
Информация о получении сообщений о нарушениях и их последующих действиях
1. Государства-члены должны обеспечить, чтобы компетентные органы публиковали на своих веб-сайтах в отдельном, легко идентифицируемом и доступном разделе информацию о получении сообщений о нарушениях, изложенных в пункте 2.
2. Информация, упомянутая в пункте 1, должна включать все следующее:
(а)
каналы связи для получения и отслеживания сообщений о нарушениях, а также для связи со специальными сотрудниками в соответствии со статьей 6(1), включая:
(1)
номера телефонов, указывающие, записываются ли разговоры при использовании этих телефонных линий или нет;
(2)
выделенные электронные и почтовые адреса, которые безопасны и обеспечивают конфиденциальность, для связи с выделенными сотрудниками;
(б)
процедуры, применимые к сообщениям о нарушениях, упомянутых в статье 5;
(с)
режим конфиденциальности, применимый к сообщениям о нарушениях, в соответствии с процедурами, применимыми к сообщениям о нарушениях, упомянутых в статье 5;
(г)
порядок защиты лиц, работающих по трудовому договору;
(е)
заявление, четко объясняющее, что лица, предоставляющие информацию компетентному органу в соответствии с Регламентом (ЕС) № 596/2014, не считаются нарушающими какие-либо ограничения на раскрытие информации, налагаемые контрактом или любым законодательным, нормативным или административным положением, и не несут ответственности любого рода, связанной с таким раскрытием информации.
3. Компетентные органы могут публиковать на своих веб-сайтах более подробную информацию о получении и контроле за нарушениями, указанными в пунктах 2.
Статья 5
Процедуры, применимые к сообщениям о нарушениях
1. Процедуры, применимые к сообщениям о нарушениях, упомянутых в статье 4(2)(b), должны четко указывать всю следующую информацию:
(а)
что сообщения о нарушениях также могут быть поданы анонимно;
(б)
способ, которым компетентный орган может потребовать от лица, сообщающего информацию, уточнить сообщенную информацию или предоставить дополнительную информацию, имеющуюся у лица, сообщающего информацию;
(с)
тип, содержание и сроки предоставления обратной связи о результатах сообщения о нарушении, которые лицо, сообщающее, может ожидать после сообщения;
(г)
режим конфиденциальности, применимый к сообщениям о нарушениях, включая подробное описание обстоятельств, при которых конфиденциальные данные лица, сообщающего, могут быть раскрыты в соответствии со статьями 27, 28 и 29 Регламента (ЕС) № 596/2014.
2. Подробное описание, указанное в пункте (d) параграфа 1, должно обеспечивать осведомленность лица, сообщающего информацию, об исключительных случаях, в которых конфиденциальность данных не может быть обеспечена, в том числе когда раскрытие данных является необходимым и соразмерным обязательством, требуемым в соответствии с Законодательство Союза или национального законодательства в контексте расследований или последующих судебных разбирательств или для защиты свобод других лиц, включая право на защиту лица, о котором сообщается, и в каждом случае при условии соблюдения соответствующих гарантий в соответствии с такими законами.
Статья 6
Выделенные каналы связи
1. Государства-члены должны обеспечить, чтобы компетентные органы создали независимые и автономные каналы связи, которые были бы одновременно безопасными и обеспечивали конфиденциальность, для получения и отслеживания сообщений о нарушениях («выделенные каналы связи»).
2. Выделенные каналы связи считаются независимыми и автономными при условии, что они соответствуют всем следующим критериям:
(а)
они отделены от общих каналов связи компетентного органа, включая те, через которые компетентный орган общается внутри страны и с третьими лицами в ходе своей обычной деятельности;
(б)
они спроектированы, настроены и эксплуатируются таким образом, чтобы обеспечить полноту, целостность и конфиденциальность информации и предотвратить доступ к ней неуполномоченных сотрудников компетентного органа;
(с)
они позволяют хранить долговременную информацию в соответствии со статьей 7, что позволяет проводить дальнейшие расследования.
3. Выделенные каналы связи должны позволять сообщать о фактических или потенциальных нарушениях, по крайней мере, всеми из следующих способов:
(а)
письменный отчет о нарушениях в электронном или бумажном формате;
(б)
устное сообщение о нарушениях по телефонным линиям, записанным или незаписанным;
(с)
очная встреча со специальными сотрудниками компетентного органа.
4. Компетентный орган должен предоставить информацию, указанную в пункте 2 статьи 4, сообщающему лицу до получения сообщения о нарушении или самое позднее в момент его получения.
5. Компетентные органы должны обеспечить, чтобы сообщение о нарушении, полученное по средствам, отличным от выделенных каналов связи, упомянутых в настоящей статье, было незамедлительно передано без изменений соответствующим сотрудникам компетентного органа с использованием выделенных каналов связи.
Статья 7
Ведение учета полученных отчетов
1. Государства-члены должны обеспечить, чтобы компетентные органы вели учет каждого полученного сообщения о нарушении прав.
2. Компетентные органы должны незамедлительно подтвердить получение письменных сообщений о нарушениях на почтовый или электронный адрес, указанный лицом, сообщившим информацию, за исключением случаев, когда лицо, сообщающее, прямо запросило иное или компетентный орган разумно полагает, что подтверждение получения письменного сообщения поставит под угрозу защиту личности сообщающего лица.
3. Если для сообщения о нарушениях используется записываемая телефонная линия, компетентный орган имеет право документировать устное сообщение в форме:
(а)
аудиозапись разговора в долговременном и восстанавливаемом виде; или
(б)
полную и точную стенограмму разговора, подготовленную специальными сотрудниками компетентного органа. В случаях, когда лицо, сообщающее информацию, раскрыло свою личность, компетентный орган должен предоставить лицу, сообщившему информацию, возможность проверить, исправить и согласиться с стенограммой разговора, подписав ее.
4. Если для сообщения о нарушениях используется незаписываемая телефонная линия, компетентный орган имеет право документировать устное сообщение в виде точного протокола разговора, подготовленного специальными сотрудниками компетентного органа. В случаях, когда лицо, сообщившее информацию, раскрыло свою личность, компетентный орган должен предоставить лицу, сообщившему информацию, возможность проверить, исправить и согласовать протокол разговора, подписав его.
5. Если лицо запрашивает физическую встречу со специальными сотрудниками компетентного органа для сообщения о нарушении в соответствии со статьей 6(3)(c), компетентные органы должны обеспечить, чтобы полные и точные записи встречи хранились в долговременном виде. и восстанавливаемую форму. Компетентный орган имеет право документировать протоколы очного собрания в форме:
(а)
аудиозапись разговора в долговременном и восстанавливаемом виде; или
(б)
точный протокол заседания, подготовленный специальными сотрудниками компетентного органа. В случаях, когда лицо, сообщающее информацию, раскрыло свою личность, компетентный орган должен предоставить лицу, сообщающему информацию, возможность проверить, исправить и согласовать протокол собрания путем его подписания.
Статья 8
Защита лиц, работающих по трудовому договору
1. Государства-члены должны ввести процедуры, обеспечивающие эффективный обмен информацией и сотрудничество между компетентными органами и любыми другими соответствующими органами, участвующими в защите лиц, работающих по трудовому договору, которые сообщают о нарушениях Регламента (ЕС) № 596/2014 в компетентному органу или обвиняются в таких нарушениях, против мести, дискриминации или других видов несправедливого обращения, возникающих в результате или в связи с сообщением о нарушениях Регламента (ЕС) № 596/2014.
2. Процедуры, изложенные в пункте 1, должны обеспечивать как минимум следующее:
(а)
лица, сообщающие информацию, имеют доступ к исчерпывающей информации и советам о средствах правовой защиты и процедурах, доступных в соответствии с национальным законодательством для защиты их от несправедливого обращения, в том числе о процедурах требования денежной компенсации;
(б)
лица, сообщающие информацию, имеют доступ к эффективной помощи со стороны компетентных органов перед любым соответствующим органом, участвующим в их защите от несправедливого обращения, в том числе путем подтверждения статуса лица, сообщающего информацию, в трудовых спорах.
Статья 9
Порядок защиты персональных данных
1. Государства-члены должны обеспечить, чтобы компетентные органы хранили записи, упомянутые в Статье 7, в конфиденциальной и безопасной системе.
2. Доступ к системе, указанной в пункте 1, подлежит ограничениям, гарантирующим, что хранящиеся в ней данные будут доступны только тем сотрудникам компетентного органа, которым доступ к этим данным необходим для выполнения их профессиональных обязанностей.
Статья 10
Передача данных внутри и за пределами компетентного органа
1. Государства-члены должны гарантировать, что компетентные органы имеют адекватные процедуры для передачи персональных данных лица, сообщившего информацию, и лица, о котором сообщается, внутри и за пределами компетентного органа.
2. Государства-члены должны гарантировать, что передача данных, связанных с сообщением о нарушении внутри или за пределы компетентного органа, не раскрывает, прямо или косвенно, личность лица, сообщившего сообщение, или лица, о котором сообщается, или каких-либо других ссылок на обстоятельства, которые позволили бы личность лица, сообщившего информацию, или лица, о котором сообщается, подлежащего установлению, если только такая передача не соответствует режиму конфиденциальности, указанному в статье 5(1)(d).
Статья 11
Процедуры защиты лиц, о которых сообщили
1. Если личности сообщенных лиц не известны общественности, соответствующее государство-член должно обеспечить, чтобы их личность была защищена, по крайней мере, таким же образом, как и личность лиц, находящихся под расследованием компетентного органа.
2. Процедуры, предусмотренные статьей 9, также применяются для защиты личности лиц, о которых сообщается.
Статья 12
Обзор процедур компетентными органами
Государства-члены ЕС должны обеспечить, чтобы их компетентные органы регулярно, но не реже одного раза в два года, пересматривали свои процедуры получения сообщений о нарушениях и последующих действий. При рассмотрении таких процедур компетентные органы должны учитывать свой опыт и опыт других компетентных органов и соответствующим образом адаптировать свои процедуры в соответствии с развитием рынка и технологий.
ГЛАВА III
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 13
Транспонирование
Государства-члены должны принять и опубликовать не позднее 3 июля 2016 года законы, нормативные акты и административные положения, необходимые для соблюдения настоящей Директивы. Они должны немедленно сообщить Комиссии текст этих положений.
Они начнут применять эти положения с 3 июля 2016 года.
Когда государства-члены ЕС принимают эти положения, они должны содержать ссылку на настоящую Директиву или сопровождаться такой ссылкой в случае их официальной публикации. Государства-члены ЕС должны определить, как следует делать такую ссылку.
Статья 14
Вступление в силу
Настоящая Директива вступает в силу на двадцатый день после ее публикации в Официальном журнале Европейского Союза.
Статья 15
Адресаты
Данная Директива адресована государствам-членам.
Совершено в Брюсселе 17 декабря 2015 г.
Для Комиссии
Президент
Жан-Клод Юнкер
(1) ОЖ L 173, 12.06.2014, с. 1.
(2) ОЖ L 281, 23.11.1995, с. 31.
Вершина
Директивы по годам
- 2024
- 2023
- 2022
- 2021
- 2020
- 2019
- 2018
- 2017
- 2016
- 2015
- 2014
- 2013
- 2012
- 2011
- 2010
- 2009
- 2008
- 2007
- 2006
- 2005
- 2004
- 2003
- 2002
- 2001
- 2000
- 1999
- 1998
- 1997
- 1996
- 1995
- 1994
- 1993
- 1992
- 1991
- 1990
- 1989
- 1988
- 1987
- 1986
- 1985
- 1984
- 1983
- 1982
- 1981
- 1980
- 1979
- 1978
- 1977
- 1976
- 1975
- 1974
- 1973
- 1972
- 1971
- 1970
- 1969
- 1968
- 1967
- 1966
- 1965
- 1964
- 1963
- 1962
- 1961
- 1960
- 1959